Родительский всеобуч
В рамках реализации семейно-центрированного подхода в реабилитационном центре разработана и реализуется программа родительского всеобуча.
В программу родительского всеобуча включены разделы, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВР и их родителей в условиях ОРЦ «Үміт», на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.
В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагог-психолог, учителя-дефектологи, учителя-логопеды.
Цель программы – обеспечение взаимодействия реабилитационного центра с семьей, воспитывающей ребенка спроблемами в развитии, привлечение родителей к реабилитационному и воспитательному процессу.
Задачи программы:
· обучить родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
· сформировать эффективную родительскую позицию;
· оказать своевременную психологическую и информационную помощь семьям, воспитывающим ребенка с проблемами в развитии;
· сформировать интерес родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей;
· сформировать позитивный образ ребенка, его будущее через изменение уровня родительских притязаний.
Целевая группа – родители, воспитывающие детей с проблемами в развитии в возрасте от 0 до 18 лет.
Сроки реализации каждого раздела:
· 12 часов с периодичностью занятий 1 раз в неделю.
· Продолжительность занятия – 1 час.
Формы и методы работы:
· Количество участников в группе не более 10 человек.
· В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
· Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, от времени и формы пребывания ребенка в центре, от характера и степени нарушений развития ребенка.
· Методы работы: семинар, лекция, мастер-класс, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ООП.
2. Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с проблемами в развитии, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
3. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
4. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ООП и изменения уровня родительских притязаний.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
№ п/п |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1 |
Я И МОЙ РЕБЕНОК |
12 |
|
1.1 |
Организация психологического сопровождения в условиях реабилитационного центра |
1 |
Круглый стол |
1.2 |
Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями. Роль семьи. |
1 |
Лекция Работа в микрогруппах |
1.3 |
«Азбука языка детской игры» - Традиционные дни рождения в семье «глазами» игры - Когда игра и труд рядом идут - Вечерние игры с ребенком перед сном |
3 1 1
1 |
Семинар Практическое занятие |
1.4 |
Общаться с ребенком. КАК? |
1 |
Тренинг |
1.5 |
Подари ребенку счастье |
1 |
Тренинг- релаксация |
1.6 |
Учимся понимать друг друга - Позитивные установки - Мы вместе – это счастье. Связующая нить |
2 1 1 |
Тренинг |
1.7 |
Кто я? |
1 |
Тренинг-релаксация |
1.8 |
Эффективное взаимодействие с гиперактивными детьми - Основные проявления, критерии, причины СДВГ - Как играть с гиперактивными детьми |
2
1 1 |
Практическое занятие |
2 |
МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ |
12 |
|
2.1 |
Помоги мне это сделать самому - Воспитание свободой: о методе Монтессори - Как окружающий мир влияет на ребенка |
1
1
|
Лекция
Семинар-тренинг |
2.2 |
Как помочь ребенку стать самостоятельным - Развитие самостоятельности и навыков самообслуживания в зоне упражнений в практической жизни - Особые формы движений в Монтессори-среде |
4
1 |
Практические занятия |
2.3 |
В царстве кубиков, цилиндров и треугольников - Воспитание чувств в зоне сенсорного развития (тактильные, термические, чувство веса, узнавание предметов на ощупь) - Упражнения с розовой башней, коричневой лестницей, красными штангами |
1
1 |
Практические занятия |
2.4 |
Домашняя школа Монтессори - Подготовка домашней обстановки для ребенка - Практические советы по проведению упражнений в домашних условиях |
1
1 |
Семинар-тренинг |
2.5 |
Презентация домашней Монтессори-среды. Рефлексия |
1 |
Практическое занятие |
3 |
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ |
12 |
|
3.1 |
Ребенок строитель самого себя - Ощущения - пища ребенка - Наблюдение-возможность узнать своего ребенка - Если бы центр был как дом (взаимодействие специалистов и родителей) |
1 1
1 |
Семинары - тренинги |
3.2 |
Разбалансированный ребенок - Как понять что у вашего ребенка проблемы с равновесием? - Как понять что у вашего ребенка проблемы с ощущениями? - Как понять что у вашего ребенка проблемы с движением? |
1
1
1 |
Практические занятия |
3.3 |
Сбалансированная сенсорная диета - Компоненты сенсорной диеты - Организация сенсорной среды дома - Организация сенсорной среды на улице |
1 1 1 |
Практические занятия |
3.4 |
Сенсорная интеграция в диалоге
- Ребенок и сенсорная интеграция - Родитель главный специалист - Презентация полученного опыта «Мир в котором я живу» |
1
1 1 |
Рефлексивный отчет |
4 |
ДОМАШНИЙ ЛОГОПЕД |
12 |
|
4.1 |
Родители и логопед: партнеры - Для чего нужна артикуляционная гимнастика - Дыхательная гимнастика дома - Развитие ручной умелости - Логопедический массаж в домашних условиях |
1
1 1 1 |
Семинар
Тренинг Тренинг Мастер-класс |
4.2 |
Учимся играя - Дидактические игры для развития речи - Логоритмика в домашних условиях - Учимся говорить, играя на кухне - Домашняя логопедическая игротека |
1 1 1 1 |
Мастер-класс Мастер-класс Тренинг Круглый стол |
4.3 |
Нетрадиционные методы в логопедии - Ароматерапия. Фитотерапия. - Кинезиологические упражнения в домашних условиях - Хромотерапия. Музыкатерапия |
1 1
1 |
Тренинг Мастер-класс
Тренинг |
4.5 |
Презентация «Наши успехи» |
1 |
Рефлексия |
|
ИТОГО |
48 |
|